Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

МКОУ ЗАТО Знаменск СОШ № 232

Советы психолога

 

Консультации по материалам книги «145 вопросов к психологу» подготовила педагог–психолог МКОУ ЗАТО Знаменск СОШ №232 Кантемирова Н.Н.

Как мотивировать ребенка к школе?

Давно известно, что очень большие трудности для самих де­тей и для взрослых связаны именно с нежеланием детей учиться. Заставить ребенка (да и взрослого) учиться невоз­можно, если он сам этого не захочет. Ребенок, приходя в шко­лу, попадает в новую систему отношений, где преобладает оценка предметных действий и их соответствие образцам или правилам/а личность маленького человека мало кому инте­ресна. В школе ребенок встречает чужих людей, с ними надо строить деловые отношения, надо уметь защитить свое «я» от воздействия другого человека. Негативный образ себя и неуверенность в своих силах ведут к тому, что ребенок начи­нает учиться ниже возможностей.

Итак, всегда приятнее что-то делать по собственному же­ланию. Мотивационная готовность к школе начинается с хорошего отношения ребенка к себе и веры в возможность быть лучше, то есть со стремления к совершенству. Тревоги матери по поводу возможных школьных проблем заражают ребенка, и он несет за собой груз нерешенных родительских проблем, вынужден отвечать не только за себя и свои воз­можные ошибки, но и за родительские страхи и несбывшие­ся надежды.Существует несколько мотивов, по которым ребенок идет в школу. Эти мотивы в большинстве своем связаны с тем, что и как говорят о школе родители, что поощряется в поведении ребенка. Есть разница в успехах тех детей, ро­дители которых считают школу важным элементом жизни ребенка и семьи в целом, и детей, родители которых отдают ребенка в школу «потому, что так надо», или «чтобы он не болтался без дела», и совершенно не интересуются его ус­пехами. Основные мотивы, которые определяют отношение к учебе, это — стремление получать пятерки, желание встре­чаться с приятелями и играть, желание, «чтобы мама хвалила» или чтобы быть лучше всех, любознательность и жела­ние узнать новое, страх наказания или «чтобы была хоро­шая работа, когда вырасту». Мотивы самые разные как по силе, направленности, так и по близости цели. Вспомните, как вы рассказывали ребенку о школе. Вы говорили: «В школе у тебя будет много друзей, у тебя будет красивый пор­тфель, карандаши и пенал, тебе будет очень интересно, это будет твоя работа».

Вспомните свое отношение к школе: боялись ли вы туда идти или хотели? Сложно ли вам было сказать родителям о плохой оценке? Ждете ли вы, что ваш ребенок порадует вас и станет отличником? Думаете ли вы, что плохие оценки ва­шего ребенка станут свидетельством того, что вы плохо вос­питываете своего малыша? Сравниваете ли вы успехи ва­шего ребенка и ребенка ваших друзей? Что для вас важнее: отметка в дневнике или уровень знаний и отношение ре­бенка к школе?

Ваше отношение к школе и учебе ребенка формирует и его отношение к этим явлениям. Слишком отдаленный мо­тив (типа «хорошая работа, когда вырасту») слабо влияет на поведение ребенка в каждый конкретный момент. Дети шести-семи лет не очень-то умеют регулировать свое поведе­ние, их захлестывает волна непосредственных желаний. Ра­бота еще когда будет, а уроки не хочется делать сегодня и гулять хочется сейчас. Ребенок, желающий получать только пятерки и быть самым хорошим, может растерять желание ходить в школу, если ему вдруг поставят четверку или трой­ку, или соседка по парте получит больше похвал. Так возник­нет зависть, боязнь конкуренции, страх ответить — а вдруг неправильно?

Если вы ждете, что ваш ребенок будет приносить домой только пятерки, и начнете стыдить его за четверки или трой­ки, для него радость узнавания нового сменится страхом и непосильной ответственностью, ведь он отвечает не только за свои оценки, но и за ваши несбывшиеся ожидания. Что для вас важнее — оценки в дневнике или реальный уровень знаний, живой интерес и умение вашего ребенка искать от­веты на самые разные вопросы?

Наиболее предпочтительная мотивация ребенка — инте­рес, стремление узнать новое, сформированная система по­требностей, переживаемая ребенком как собственное жела­ние: «Хочу в школу». Ваше спокойное и радостное отноше­ние к будущей школе, отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребенка, реалистичные, оптимистичные рассказы о школе, развитый познавательный интерес к ок­ружающему миру и отсутствие страха у ребенка перед воз­можной ошибкой — все это создает положительную моти­вацию вашему ребенку.

Как наиболее продуктивно использовать последнее «вольное» лето ребенка перед школой?

Последнее «вольное» лето дошкольников приносит родите­лям много тревог, связанных с предстоящим поступлением детей в первый класс. Иногда эти тревоги чрезмерно возрас­тают, делая воспитательные усилия взрослых судорожно-ха­отическими. Лето — достаточно долгий срок, однако не стре­митесь выполнить за него всю программу прогимназии или первого класса.

Если вы сомневаетесь, что ребенок легко пойдет в шко­лу, вспомните, что все мы — ученики в школе жизни. Ребе­нок не рождается первоклассником, готовность к школе — это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Уп­ражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом — со всеми, кто располагает свободным временем и желанием заниматься. При подбо­ре заданий обратите внимание на слабые места своего ре­бенка. Для уверенности в себе лучше, чтобы ребенок все-таки умел читать и немного писать, считать — если он опе­режает требования программы, то будет спокойнее себя чув­ствовать в школе.

Вы можете дать волю своей фантазии и видоизменять за­дания, а можете точно придерживаться инструкции — в лю­бом случае ваш ребенок растет и приближается к школе. Но помните, пожалуйста, несколько простых правил:

Занятия с малышом должны быть обоюдно доброволь­ными.

Их длительность не должна превышать 35 минут.

Не пытайтесь предлагать ребенку задания, если он утомлен.

Постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный харак­тер — «мозговой штурм» при подготовке к школе не слишком эффективен.

Полезно моделировать «школьную» ситуацию, пригла­шая нескольких детей, даже различного возраста, к участию в занятиях.

Избегайте заниматься с ребенком в ущерб игре, кото­рая остается у дошкольника главной (ведущей) дея­тельностью.

Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советуем вам не сосредоточиваться на выработке конкретных навыков — не стоит «дрессировать» его на сложение и вычитание, чте­ние по слогам. Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторс­ких программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит в дальнейшем обучение ребенка. Куда полезнее использовать общеразвивающие упражнения, укреп­ляющие восприятие, память, внимание, тонкую моторику рук.

Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат сло­ва, — предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые («электрифи­кация», «магистратура» и т. д.). Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наи­зусть услышанный текст и пересказывать его своими сло­вами. Вспомните коллективные игры типа «Барыня присла­ла сто рублей», «Я садовником родился...» — они развивают произвольность действий, сосредоточенность, обогащают речевой запас детей.

Очень полезно запоминать различные предметы, их коли­чество и взаиморасположение; обращайте внимание ребен­ка на детали пейзажа и окружающей обстановки. Не забы­вайте почаще просить его сравнивать различные предметы и явления — что в них общего и чем они отличаются. Пред­ложите ребенку запомнить последовательность цифр (напри­мер, номера телефонов). Хорошо способствуют развитию концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно «проследить» дорожку персонажа, а также задание на срав­нение двух почти одинаковых рисунков.

Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепля­ющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликация, игры с конструкторами типа «Лего» — все это создает пред­посылки для формирования хорошего почерка и способству­ет развитию мышления ребенка. Используйте подручные средства — можно предложить отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички. Если ребенок не имеет ничего против прополки грядок или приготовления домашнего теста, имейте в виду, что и эти по­лезные бытовые занятия также служат упражнению внима­ния, моторики, восприятия.

И, каковы бы ни были объективные успехи вашего ребен­ка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!

Три основные "ловушки", в которые наиболее часто попадают родители, и что делать, если вы "попались".

Ловушка № 1. Показываем дурной пример.

 

Даже во взрослом возрасте у многих людей порой возникают такие ситуации, когда негодование или гнев настолько сильны, что не взорваться просто невозможно. Родители в данном случае выступают в качестве модели: если вы привыкли взрываться по пустякам, кричать и наказывать ребенка по каждому поводу, можно смело ожидать от ребенка точно такого же стиля поведения.

Как бороться с собственной раздражительностью?

1. Избегайте хорошо известных ловушек. Если ребенок вас постоянно дергает, когда вы ведете беседу по телефону – перенесите все разговоры на то время, когда он спит.

2. Умерьте свои ожидания. От детей нельзя ожидать контроля над словами и поступками, как от взрослых. Когда поведение вашего ребенка начинает доводить вас до бешенства, постарайтесь взглянуть на ситуацию с его стороны, а не со своей.

3. Поворачивайтесь и уходите. Когда вы чувствуете, что больше терпеть не можете, и сейчас последует взрыв – выйдите из комнаты и остыньте, прежде чем реагировать на поступок или слова ребенка. При этом обязательно скажите ему, почему вы так поступает: « Я сейчас настолько рассержена, что на некоторое время выйду и попытаюсь успокоиться » или по крайней мере сосчитайте до 10, прежде чем вспылить.

4. Сосредоточьтесь на фактах. Проанализируйте ситуацию – может быть, совсем не вкладывал в свой поступок тот смысл, который вы ему приписываете.

5. Избегайте обвинений.

6. Посмотрите на факт с другой стороны. Если есть какой-либо шанс с юмором отнестись к конкретной ситуации, не упустите его.

 

Ловушка № 2. Брань и гневные упреки.

Во время очередной истерики ребенка вы можете почувствовать себя аналогичным образом: злость и отчаяние могут привести к тому, что моментальное чувство негодования и ненависти может быть настолько обострены, что вы сделаете или скажете то, что никогда бы не сделали или не сказали в здравом уме.

Существует ряд веских причин, чтобы ни в коем случае не срываться на ребенке, когда он капризничает:

1. Вы можете не удержать под контролем свои слова и поступки. Незаметно для вас ваши угрозы могут быть просто смешны и неосуществимы: « Прекрати или я выгоню тебя! » Подобные пустые угрозы учат ребенка, что вы не владеете собой и сводят на нет все ваши нравоучения.

2. Гнев, выплеснутый на ребенка в той или иной форме, может испугать его и убедить, что злость – очень плохо. А ведь вместо этого ребенок должен знать, что сильные эмоции – вполне нормальное явление и с ним можно жить, если они не причиняют вреда.

3. Наказание и ругань не учат положительной альтернативе. Единственное, что усваивает ребенок, которого ругают и наказывают, что взрослый может беспрепятственно измываться над маленьким.

4. Наказания и постоянные упреки подавляют у ребенка чувство собственного достоинства.

5. Наказание часто бывает причиной еще более капризного поведения и непослушания. Дело в том, что взрослые не замечают спокойного и послушного поведения детей, поэтому те готовы хоть на голове ходить, лишь бы привлечь внимание. В это трудно поверить, но многие дети предпочитают быть отруганным, чем незамеченным.

Так же, как и взрослые, дети чаще теряют контроль над собой, когда они чересчур обеспокоены.

Ловушка № 3. Если родители сдаются …

- Это вознаграждает ребенка за устроенный скандал и дает хороший повод закатить вскоре следующий.

- Это говорит ребенку о том, что вы не верите в его способность контролировать себя.

- Это побуждает ребенка использовать гнев и злость, чтобы легче манипулировать вами и другими людьми.

- Это не учит ребенка здоровой альтернативе для выражения собственного разочарования и гнева.

- Это дает вашему ребенку ложное чувство превосходства над вами.

Ребенок прекрасно сознает свою беспомощность в этом мире и отчаянно нуждается во взрослом, который мог бы обеспечить ему поддержку и защиту. Поэтому, когда мы поддаемся и уступаем (если только это не случай, когда мы слышим разумную и логичную причину для этого), мы снабжаем ребенка информацией, что агрессивное поведение – довольно сильное оружие, с помощью которого он может добиться чего угодно. Ощущение этой власти может быть губительно для детской психики.

Родители, которые много времени проводят на работе, часто стараются компенсировать ребенку отсутствие своего внимания, потакая любым его намерениям. Они быстро сдаются, так как опасаются, что в ином случае ребенок может рассердиться на них или решить, что его совсем не любят, раз отсутствуют весь день, а потом еще и запрещают что-то. В большинстве случаев слово «нет» вовсе не является для детей такой уж трагедией. Ребенок обязательно должен попросить, поклянчить, пожаловаться – это его стратегия, так он учится познавать мир и границы дозволенного. Помните: дети нуждаются в ясных, справедливых и резонных ответах. Они все время стремятся понять, чего от них ждут и что произойдет в случае их неповиновения. Они чувствуют себя гораздо увереннее, если знают, что последует за вашими словами, и насколько четко вы выполняете обещанное.

 

 "КАК научить ребенка учиться?" - интервью школьного психолога Кантемировой Н.Н. газете "Орбита"

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"