Консультации по материалам книги «145 вопросов к психологу» подготовила педагог–психолог МКОУ ЗАТО Знаменск СОШ №232 Кантемирова Н.Н.
Как мотивировать ребенка к школе?
Давно известно, что очень большие трудности для самих детей и для взрослых связаны именно с нежеланием детей учиться. Заставить ребенка (да и взрослого) учиться невозможно, если он сам этого не захочет. Ребенок, приходя в школу, попадает в новую систему отношений, где преобладает оценка предметных действий и их соответствие образцам или правилам/а личность маленького человека мало кому интересна. В школе ребенок встречает чужих людей, с ними надо строить деловые отношения, надо уметь защитить свое «я» от воздействия другого человека. Негативный образ себя и неуверенность в своих силах ведут к тому, что ребенок начинает учиться ниже возможностей.
Итак, всегда приятнее что-то делать по собственному желанию. Мотивационная готовность к школе начинается с хорошего отношения ребенка к себе и веры в возможность быть лучше, то есть со стремления к совершенству. Тревоги матери по поводу возможных школьных проблем заражают ребенка, и он несет за собой груз нерешенных родительских проблем, вынужден отвечать не только за себя и свои возможные ошибки, но и за родительские страхи и несбывшиеся надежды.Существует несколько мотивов, по которым ребенок идет в школу. Эти мотивы в большинстве своем связаны с тем, что и как говорят о школе родители, что поощряется в поведении ребенка. Есть разница в успехах тех детей, родители которых считают школу важным элементом жизни ребенка и семьи в целом, и детей, родители которых отдают ребенка в школу «потому, что так надо», или «чтобы он не болтался без дела», и совершенно не интересуются его успехами. Основные мотивы, которые определяют отношение к учебе, это — стремление получать пятерки, желание встречаться с приятелями и играть, желание, «чтобы мама хвалила» или чтобы быть лучше всех, любознательность и желание узнать новое, страх наказания или «чтобы была хорошая работа, когда вырасту». Мотивы самые разные как по силе, направленности, так и по близости цели. Вспомните, как вы рассказывали ребенку о школе. Вы говорили: «В школе у тебя будет много друзей, у тебя будет красивый портфель, карандаши и пенал, тебе будет очень интересно, это будет твоя работа».
Вспомните свое отношение к школе: боялись ли вы туда идти или хотели? Сложно ли вам было сказать родителям о плохой оценке? Ждете ли вы, что ваш ребенок порадует вас и станет отличником? Думаете ли вы, что плохие оценки вашего ребенка станут свидетельством того, что вы плохо воспитываете своего малыша? Сравниваете ли вы успехи вашего ребенка и ребенка ваших друзей? Что для вас важнее: отметка в дневнике или уровень знаний и отношение ребенка к школе?
Ваше отношение к школе и учебе ребенка формирует и его отношение к этим явлениям. Слишком отдаленный мотив (типа «хорошая работа, когда вырасту») слабо влияет на поведение ребенка в каждый конкретный момент. Дети шести-семи лет не очень-то умеют регулировать свое поведение, их захлестывает волна непосредственных желаний. Работа еще когда будет, а уроки не хочется делать сегодня и гулять хочется сейчас. Ребенок, желающий получать только пятерки и быть самым хорошим, может растерять желание ходить в школу, если ему вдруг поставят четверку или тройку, или соседка по парте получит больше похвал. Так возникнет зависть, боязнь конкуренции, страх ответить — а вдруг неправильно?
Если вы ждете, что ваш ребенок будет приносить домой только пятерки, и начнете стыдить его за четверки или тройки, для него радость узнавания нового сменится страхом и непосильной ответственностью, ведь он отвечает не только за свои оценки, но и за ваши несбывшиеся ожидания. Что для вас важнее — оценки в дневнике или реальный уровень знаний, живой интерес и умение вашего ребенка искать ответы на самые разные вопросы?
Наиболее предпочтительная мотивация ребенка — интерес, стремление узнать новое, сформированная система потребностей, переживаемая ребенком как собственное желание: «Хочу в школу». Ваше спокойное и радостное отношение к будущей школе, отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребенка, реалистичные, оптимистичные рассказы о школе, развитый познавательный интерес к окружающему миру и отсутствие страха у ребенка перед возможной ошибкой — все это создает положительную мотивацию вашему ребенку.
Как наиболее продуктивно использовать последнее «вольное» лето ребенка перед школой?
Последнее «вольное» лето дошкольников приносит родителям много тревог, связанных с предстоящим поступлением детей в первый класс. Иногда эти тревоги чрезмерно возрастают, делая воспитательные усилия взрослых судорожно-хаотическими. Лето — достаточно долгий срок, однако не стремитесь выполнить за него всю программу прогимназии или первого класса.
Если вы сомневаетесь, что ребенок легко пойдет в школу, вспомните, что все мы — ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе — это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом — со всеми, кто располагает свободным временем и желанием заниматься. При подборе заданий обратите внимание на слабые места своего ребенка. Для уверенности в себе лучше, чтобы ребенок все-таки умел читать и немного писать, считать — если он опережает требования программы, то будет спокойнее себя чувствовать в школе.
Вы можете дать волю своей фантазии и видоизменять задания, а можете точно придерживаться инструкции — в любом случае ваш ребенок растет и приближается к школе. Но помните, пожалуйста, несколько простых правил:
• Занятия с малышом должны быть обоюдно добровольными.
• Их длительность не должна превышать 35 минут.
• Не пытайтесь предлагать ребенку задания, если он утомлен.
• Постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер — «мозговой штурм» при подготовке к школе не слишком эффективен.
• Полезно моделировать «школьную» ситуацию, приглашая нескольких детей, даже различного возраста, к участию в занятиях.
• Избегайте заниматься с ребенком в ущерб игре, которая остается у дошкольника главной (ведущей) деятельностью.
Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советуем вам не сосредоточиваться на выработке конкретных навыков — не стоит «дрессировать» его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит в дальнейшем обучение ребенка. Куда полезнее использовать общеразвивающие упражнения, укрепляющие восприятие, память, внимание, тонкую моторику рук.
Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова, — предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые («электрификация», «магистратура» и т. д.). Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами. Вспомните коллективные игры типа «Барыня прислала сто рублей», «Я садовником родился...» — они развивают произвольность действий, сосредоточенность, обогащают речевой запас детей.
Очень полезно запоминать различные предметы, их количество и взаиморасположение; обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки. Не забывайте почаще просить его сравнивать различные предметы и явления — что в них общего и чем они отличаются. Предложите ребенку запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов). Хорошо способствуют развитию концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно «проследить» дорожку персонажа, а также задание на сравнение двух почти одинаковых рисунков.
Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликация, игры с конструкторами типа «Лего» — все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка. Используйте подручные средства — можно предложить отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички. Если ребенок не имеет ничего против прополки грядок или приготовления домашнего теста, имейте в виду, что и эти полезные бытовые занятия также служат упражнению внимания, моторики, восприятия.
И, каковы бы ни были объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!
Три основные "ловушки", в которые наиболее часто попадают родители, и что делать, если вы "попались".
Ловушка № 1. Показываем дурной пример.
Даже во взрослом возрасте у многих людей порой возникают такие ситуации, когда негодование или гнев настолько сильны, что не взорваться просто невозможно. Родители в данном случае выступают в качестве модели: если вы привыкли взрываться по пустякам, кричать и наказывать ребенка по каждому поводу, можно смело ожидать от ребенка точно такого же стиля поведения.
Как бороться с собственной раздражительностью?
1. Избегайте хорошо известных ловушек. Если ребенок вас постоянно дергает, когда вы ведете беседу по телефону – перенесите все разговоры на то время, когда он спит.
2. Умерьте свои ожидания. От детей нельзя ожидать контроля над словами и поступками, как от взрослых. Когда поведение вашего ребенка начинает доводить вас до бешенства, постарайтесь взглянуть на ситуацию с его стороны, а не со своей.
3. Поворачивайтесь и уходите. Когда вы чувствуете, что больше терпеть не можете, и сейчас последует взрыв – выйдите из комнаты и остыньте, прежде чем реагировать на поступок или слова ребенка. При этом обязательно скажите ему, почему вы так поступает: « Я сейчас настолько рассержена, что на некоторое время выйду и попытаюсь успокоиться » или по крайней мере сосчитайте до 10, прежде чем вспылить.
4. Сосредоточьтесь на фактах. Проанализируйте ситуацию – может быть, совсем не вкладывал в свой поступок тот смысл, который вы ему приписываете.
5. Избегайте обвинений.
6. Посмотрите на факт с другой стороны. Если есть какой-либо шанс с юмором отнестись к конкретной ситуации, не упустите его.
Ловушка № 2. Брань и гневные упреки.
Во время очередной истерики ребенка вы можете почувствовать себя аналогичным образом: злость и отчаяние могут привести к тому, что моментальное чувство негодования и ненависти может быть настолько обострены, что вы сделаете или скажете то, что никогда бы не сделали или не сказали в здравом уме.
Существует ряд веских причин, чтобы ни в коем случае не срываться на ребенке, когда он капризничает:
1. Вы можете не удержать под контролем свои слова и поступки. Незаметно для вас ваши угрозы могут быть просто смешны и неосуществимы: « Прекрати или я выгоню тебя! » Подобные пустые угрозы учат ребенка, что вы не владеете собой и сводят на нет все ваши нравоучения.
2. Гнев, выплеснутый на ребенка в той или иной форме, может испугать его и убедить, что злость – очень плохо. А ведь вместо этого ребенок должен знать, что сильные эмоции – вполне нормальное явление и с ним можно жить, если они не причиняют вреда.
3. Наказание и ругань не учат положительной альтернативе. Единственное, что усваивает ребенок, которого ругают и наказывают, что взрослый может беспрепятственно измываться над маленьким.
4. Наказания и постоянные упреки подавляют у ребенка чувство собственного достоинства.
5. Наказание часто бывает причиной еще более капризного поведения и непослушания. Дело в том, что взрослые не замечают спокойного и послушного поведения детей, поэтому те готовы хоть на голове ходить, лишь бы привлечь внимание. В это трудно поверить, но многие дети предпочитают быть отруганным, чем незамеченным.
Так же, как и взрослые, дети чаще теряют контроль над собой, когда они чересчур обеспокоены.
Ловушка № 3. Если родители сдаются …
- Это вознаграждает ребенка за устроенный скандал и дает хороший повод закатить вскоре следующий.
- Это говорит ребенку о том, что вы не верите в его способность контролировать себя.
- Это побуждает ребенка использовать гнев и злость, чтобы легче манипулировать вами и другими людьми.
- Это не учит ребенка здоровой альтернативе для выражения собственного разочарования и гнева.
- Это дает вашему ребенку ложное чувство превосходства над вами.
Ребенок прекрасно сознает свою беспомощность в этом мире и отчаянно нуждается во взрослом, который мог бы обеспечить ему поддержку и защиту. Поэтому, когда мы поддаемся и уступаем (если только это не случай, когда мы слышим разумную и логичную причину для этого), мы снабжаем ребенка информацией, что агрессивное поведение – довольно сильное оружие, с помощью которого он может добиться чего угодно. Ощущение этой власти может быть губительно для детской психики.
Родители, которые много времени проводят на работе, часто стараются компенсировать ребенку отсутствие своего внимания, потакая любым его намерениям. Они быстро сдаются, так как опасаются, что в ином случае ребенок может рассердиться на них или решить, что его совсем не любят, раз отсутствуют весь день, а потом еще и запрещают что-то. В большинстве случаев слово «нет» вовсе не является для детей такой уж трагедией. Ребенок обязательно должен попросить, поклянчить, пожаловаться – это его стратегия, так он учится познавать мир и границы дозволенного. Помните: дети нуждаются в ясных, справедливых и резонных ответах. Они все время стремятся понять, чего от них ждут и что произойдет в случае их неповиновения. Они чувствуют себя гораздо увереннее, если знают, что последует за вашими словами, и насколько четко вы выполняете обещанное.
"КАК научить ребенка учиться?" - интервью школьного психолога Кантемировой Н.Н. газете "Орбита"